Проектирование яхт для любительской постройки
|
Страница 53 из 74 Грот на шлюпе имеет площадь 60—70% общей площади парусности, бизань на иоле 12—18% и на кэче 20—25%. Иол считается лучше кэча как по эффективности, так и по удобству управления. Вообще, бизань, имея малую площадь, незначительно участвует в создании тяги парусов; ее основное назначение состоит в создании желаемой центровки яхты. Центр парусности на малой яхте должен находиться впереди центра бокового сопротивления (ЦБС) на 5—12% длины яхты по КВЛ. Яхты с топовым стакселем могут иметь это расстояние до 14— 18% L. Яхты с коротким плавниковым килем требуют более носовой «увалистой» центровки, а с длинной килевой линией, наоборот, более кормовой (5—7% L) Кэч и иол должны иметь центр парусности впереди ЦБС на 10—15% L. Более увалистая центровка дает хорошие результаты при любом ветре; наветренная центровка является дефектом, резко проявляющимся в свежие ветра.
|
|
|
|